Библиотека Шуйский район
Шуйский район Библиотека Библиотека Шуйского района
     

Межпоселенческое библиотечное объединение Шуйского района

 
  Главная   Как нас найти   Обратная связь   Реквизиты   Контакты  
 

О библиотеке
Лента новостей
События прошлых лет
Обслуживание
Детская библиотека
Методическая работа
Литературные циклы
Комплектование
Новые поступления
Виртуальные выставки
Конкурсы
Независимая оценка


 

Деструктивные молодежные субкультуры

Молодежная субкультура – это культура определенного круга молодых людей, обладающих общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Субкультуры по своему характеру делятся на конструктивные и деструктивные. Особого внимания со стороны органов системы профилактики требуют молодежные движения, объединяющие в себе молодёжь по признаку деструктивной субкультуры. Молодежные движения деструктивного характера – это неформальные движения, разрушающие личность молодого человека, подменяющие его понимание традиционных ценностей. Участников деструктивных объединений отличает:

- претензия на исключительность (мы лучше, мы сильнее);

- уверенность в том, что групповые интересы и цели выше индивидуальных;

- убеждение, что цель оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения);

- общие внешние признаки (прическа, одежда, украшения, жаргон);

- ослабление связей с родственниками, прежними друзьями;

- замещение личных интересов интересами и ценностями объединения;

- неумение взаимодействовать с окружающими;

- неустойчивость эмоциональной сферы;

- трудности само понимания, неадекватная самооценка;

- отсутствие позитивных жизненных целей.

На данный момент наибольшее распространение на территории РФ получили следующие деструктивные субкультуры:

АУЕ - арестантское уркаганское единство, пропагандирует среди несовершеннолетних тюремные понятия, «воровской кодекс» со сбором денег на «общак» и определение смотрящих, романтизирует криминальный образа жизни (Чита, Забайкальский край).

Зацеперы – движение, пропагандирующее зацепинг, т.е. особый способ передвижения на железнодорожном транспорте, при котором человек цепляется за боковые или торцевые стороны вагонов или просто едет на крыше либо на элементах наружной арматуры подвижного состава. Данный способ проезда запрещён законодательством. При проезде снаружи поездов лица могут подвергаться риску травмирования или гибели в результате падения с движущегося поезда, столкновения с негабаритными объектами железнодорожной инфраструктуры, поражения электрическим током от контактной сети.

«Беги и умри» - движение родилось из игры, по условиям которой подросток должен пробежать перед автомобилем, движущимся на большой скорости. Подобный «подвиг» снимается на видео, которое впоследствии выкладывается в соответствующих Интернет - сообществах, собирая лайки.

«Поясни за шмот», «Кэжуал» - движение молодежи, пропагандирующее право его участников требовать у любого прохожего объяснить, по какому праву он надел ту или иную одежду (фирма, стиль, цвет, надписи и т.п.). Если одежда «поддельная» или ее владелец «не достоин» ее носить, участники движения могут избить ее владельца или унизить его иным способом.

Офники – околофутбольные фанаты. Не являясь футбольными болельщиками, устраивают «забивы» - договорные драки, которые снимают на видео, выкладывая его впоследствии в соответствующих Интернет - сообществах. Драки устраиваются в малолюдных местах, имеется предварительная договоренность о недопустимости обращения в полицию даже в случаях причинения серьезных травм.

Колумбайнеры - последователи учащихся школы "Колумбайн” штата Колорадо, которые в 1999 году совершили заранее подготовленное массовое убийство. Это подростки, интересующиеся темой вооруженного насилия в школах, и видящие в таком насилии способ решения имеющихся проблем (травля, социальное неравенство и т.п.). Движение, пропагандирующее стрельбу и насилие в школах, получило название скулшутинг.

       Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, в которых прочитали в книге или журнале, узнали из интернета. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей.

  «Синдром Вертера» - научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющие, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных.

Среди деструктивных молодёжных субкультур в последнее время наиболее опасными являются Скулшутинг, Колумбайн, Синдром Вертера и АУЕ.

Данный перечень молодежных движений деструктивной направленности не является исчерпывающим. Все они так или иначе пропагандируют противоправное поведение, формируют у несовершеннолетних отрицательное отношение к закону, разрушительно действуют на сознание и нравственность молодых людей.

         Что происходит с детьми и подростками, почему они берут оружие и идут расстреливать одноклассников? Общество навешивает ярлыки и обвиняет во всём интернет, социальные сети, компьютерные игры, боевики.  Виртуальные сети являются действенным фактором привлечения молодых людей к различным деструктивным молодежным субкультурам. Закрытые группы без цензуры плодятся в виртуальном пространстве, затягивая несовершеннолетних, не способных вовремя распознать угрозу и противостоять ей, в свои сети под любым предлогом (приглашение в игру, вознаграждения, бонусы, «лайки»). Кроме того, интернет - сообщества позиционируют себя как братство, члены которого всегда вступятся за товарища в непростой жизненной ситуации.

Для того,  чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находится в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам можно отнести конфликтную обстановку внутри семьи, нарушенную коммуникацию в школе со сверстниками или педагогами, длительное социальное неблагополучие т.д.

Внутренние факторы – это затяжное депрессивное состояние, незрелость, внушаемость и т.д. Не стоит забывать о том, что на каждого совершившего правонарушение подростка оказывал влияние целый ряд факторов, и все они возникли сиюминутно. В большинстве случаев выше перечисленные факторы оказывали своё влияние пролонгировано, то есть воздействовали на психику ребёнка и его поведение на протяжении длительного периода, возможно и всей жизни.

Молодые люди в деструктивных организациях — фактически просто человеческий материал, инструмент для кукловодов-идеологов. Такой кукловод может направить подобную массу в любое русло – протестные акции, массовые беспорядки, преступления и т.п. Но даже и при отсутствии подобного лидера идеология того или иного движения требует от его участников «геройских поступков», которые зачастую связаны с нарушением закона.

Лучший способ защитить ребенка от негативного влияния культуры – это развивать у него умение принимать решения самостоятельно. Для того чтобы сформировать такой навык, важно советоваться с подростком, спрашивать его мнение, предоставлять ему право выбора и право решения. А также необходимо научить ребенка говорить «нет», владеть разными формами отказа.

Цель библиотек – помочь подростку в создавшейся ситуации.

В библиотеках можно оформить книжные выставки:

«Твои права и обязанности»,

 «Закон и ответственность»,

«Умей сказать «Нет!»,

«Мир без вредных привычек»,

«Я выбираю жизнь!»,

«Безопасность детей в Интернете»,

 «Спорт вместо наркотиков»,

 «Имею право знать»,

«Закон суров, но он закон»;

        

и провести беседы:

 

 «Я в ответе за свои поступки»,

«Учимся разрешать конфликты»,

«Как воспитать в себе волю»,

«Сквернословие и здоровье»,

«Агрессивный ребенок»,

«Экстрим – это жизнь в опасности»,

«Человек среди людей»,

«Береги свою жизнь»,

«Прекрасное слово жизнь»,

«Курение против молодости и красоты»,

«Вирус сквернословия дома и на улице»;

Всемирный день отказа от курения,

Библиотечный урок «Что такое молодежная субкультура»,


Используемая литература:
 
Молодёжные течения деструктивной направленности экстремистского толка [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http://zschi.brest-region.edu.by/ru/main.aspx?guid=23111
 
 

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования Информационная система Ассоциации турфирм Петербурга